Cоциальные медиа в обучении

Социальные сети открывают новые возможности для общения между участниками учебного процесса. Если традиционные занятия сводятся к паре-тройке часов в неделю, то в рамках социальных сетей учебный процесс длится 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Преподаватели сегодня стали более доступны студентам, часто разъясняя детали заданий в Твиттере или комментируя их выполнение в личных блогах.

Польза от использования соцсетей, как канала коммуникации, для студентов неоспорима. Каждый обучающийся получает знания и участвует в дискуссиях в своем собственном темпе. Никому не надо ни за кем гнаться. К тому же, психологически студентам проще задать вопрос своим одногруппникам или преподавателям онлайн, ведь снимается страх прослыть нерадивым, недостаточно умным или сообразительным.

Такой новый тип коммуникации поднимает вопрос о том, насколько адекватна и достаточна дистанция в соцсетях, могут ли участники учебного процесса  быть «друзьями» в режиме онлайн. Недавно, в штате Миссури объявили о том, что дружба в Фейсбуке между студентами и преподавателями незаконна.

Однако, даже это не уменьшает преимуществ использования социальных сетей в обучении. Ниже представлены некоторые советы для преподавателей, как эффективно внедрять соцсети в учебный процеес, при этом соблюдая необходимую в академическом дискурсе дистанцию.

1. Проведите анкетирование ваших студентов

Спросите, как соцсети используются студентами, и заинтересованы ли они во внедрении некоторых из них в учебный процесс. Одни студенты будут против использования Фейсбука в учебе, а другие вполне возможно выскажутся за.

Предложите студентам добавить трансляцию в Твиттер классных дискуссий, или факультативные занятия в Гугл+ два раза в неделю по вечерам. Посмотрите, какие идеи покажутся интересными студентам и будут соответствовать поставленным вами учебным задачам.

Социальные сети — это шанс улучшить процесс обучения и мотивировать студентов на ведение дискуссий. Именно поэтому важно, чтобы студентам было комфортно, в независимости от того, какую социальную сеть вы выбрали для использования в учебном процессе. Если студенты не вовлечены в процесс, то ни вы ни они не будут довольны результатом.

2. Поощряйте создание групп и сообществ

Используйте все возможности социальных сетей для ведения групповых дискуссий. Так, в Фейсбуке вы можете создать страницу академической группы/класса (с публичным или частным доступом), где студенты смогут общаться друг с другом и задавать интересующие их вопросы. В Твиттере использование хештэгов позволяет студентам маркировать свои твиты, содержащие информацию, относящуюся к учебному процессу.

Не обходите своим вниманием такие соцсети, как Ning groups, CourseSites.com и другие веб-платформы для создания сообществ обучающихся. Цель таких сообществ — организация коммуникации между участниками учебного процесса без необходимости добавления друг друга в «друзья». Несомненный плюс такого вида общения — возможность получать удовольствие от принятия участия в сообществе обучающихся, при этом оставляя при себе всю личную информацию, фото, и т.д.

Сами в первую очередь четко разделяйте личное и профессиональное в соцсетях. Используйте только официальные, специально созданные в академических целях, сообщества для общения со студентами. Последнее, чего хочет ваш студент — это прочитать на стене своего персонального аккаунта о том, что он не выполнил какое-то задание вовремя.

Если вы читаете Твиттер своего студента, подумайте прежде, чем комментировать его персональные твиты. Ведение коммуникации в открытых группах академического направления сводит на нет любой намек на нарушение дистанции между обучающим и обучающимся.

3. Установите четкие границы общения в соцсетях.

Как только вы определились, как собираетесь использовать сети в обучении, четко пропишите правила общения со студентами. Так, некоторые преподаватели поощряют ретвиты и приглашения в «друзья». Другие предпочитают конфиденциальность личной информации, так как такой подход сводит на нет возможность недопонимания между студентами и преподавателями. Выбирая такую форму общения, вы также можете научить студентов важности конфиденциальности информации, в том числе для успешного построения дальнейшей карьеры.

Это также заставляет и вас устанавливать для себя рамки, что можно и нельзя выражать в своих аккаунтах. Если вы позволяете своим студентам читать ваши твиты, несомненно, вы должны более тщательно подходить к формулировке того, что публикуете в сети. Поскольку, студенты, также как и вы, формируют для себя образ преподавателя, в том числе основываясь на его поведении онлайн.

Статистика показывает, что более 80 процентов преподавателей так или иначе используют соцсети. Чем больше преподавателей вовлечены в мир онлайн технологий, тем быстрее появляются новые тенденции внедрения виртуальных средств обучения.

Принимая во внимание психологический комфорт обучающихся, поощряя групповые дискуссии в официальных сообществах и соблюдая дистанцию, вы действительно сможете создать для своих студентов живое и несомненно полезное общение в режиме онлайн.

Источник: http://mashable.com/2011/08/18/social-media-students/

Dan Klamm, Syracuse University Career Services,  координатор по маркетингу и коммуникациям, руководитель отдела внедрения социальных медиа в учебных процесс. Twitter @DanKlamm и @CareerSU.